ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  СОВЕТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерновская основная общеобразовательная школа

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: КАКОЙ ОН?

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе:

Кащеева Валентина Ивановна

Каждый урок - это ступень нового знания и развития ученика, это инструмент формирования его личности. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. Одним словом, актуальный. И действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, проявляющийся в действительности и дающий основу для будущего.

         Цели: выявить критерии современного урока и наметить правления повышения эффективности урока как основы качества образовательного процесса.

         Форма проведения: дискуссия.

Подготовительный этап:

·       Анкетирование учащихся по вопросам:

·       Как вы думаете, что должно быть характерным для современного урока?

·       Что из названного вами присутствует на ваших уроках?

·       Обзор научно-методической литературы по теме педсовета.

·       Составление вопросов для дискуссии.

План проведения педсовета:

·       Выступление ведущего педсовета.

·       Работа в микрогруппах (3-4 человек) по разработке критериев современного урока,

·       Выступления представителей микрогрупп.

·       Дискуссия. Работа прессгруппы из 2-3 человек, которая обобщает предложения и оформляет их в качестве рекомендаций.

Выработка решения педсовета.

Проект решения педсовета:

·       Педагогам школы при подготовке и проведении уроков использовать формы и методы обучения, выявленные в ходе работы педсовета как отвечающие современным требованиям.

·       Школьным методическим объединениям учителей-предметников в срок рассмотреть на заседаниях пути повышения эффективности урока в условиях реализации конкретных учебных программ.

Ход педсовета

Ведущий. Об уроке написано множество книг и статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, урок остается главной формой обучения.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромно­го количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, чтобы это нравилось не только им, но и ученикам, стремятся к вовле­чению в активный процесс обучения и своих учащихся. Учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается.

Что главное в уроке? Каждый учитель на этот счет имеет свое мнение. Одно из них - актуализация значения некоторых при­вычных (традиционных) частей урока.

Критерии эффективности современного урока

·       Обучение через открытие;

·       самоопределение обучаемого на выполнение той или иной образовательной деятельности;

·       наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, их сопоставлением, поиском путем обсуждения истинной точки зрения; развитие личности;

·       способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

·       демократичность, открытость.

·       Осознание учеником деятельности: как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что чувствовал ученик при этом.

·       Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

·       Значительная часть педагогики концентрируется в уроке, его успешности. Для одних успех обеспечивается эффективным началом, буквально сразу захватывающим учеников. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого или объяснение, опрос и т.д.

·       Качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, подобно любому произведению искусства.

С чего начать подготовку к уроку?

1. Четко определить и сформулировать для себя его тему, определить место темы в учебном курсе, ведущие понятия, на которые опирается данный урок (иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно), и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем (посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности).

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, подобрать литературу по теме. Если это новый теоретический материал, следует включить в список вузовский учебник, энциклопедическое издание, монографию (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: подводящие ученика к воспроизведению материала, способствующие осмыслению или закреплению материала учеником.

4. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. «Изюминкой» урока может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный  подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал, продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, смена видов деятельности учащихся. Главное - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке: что и как контролировать, как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а  также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока: составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: содержательную часть, рекомендации по выполнению.

9. Конспект должен содержать три основные части: формальную, содержательную, аналитическую.
 

Формальная часть выглядит так:
Урок №... Тема... Цель... Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие... Оборудование...
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть состоит из двух частей:

Этапы урока

Время

Работа учащихся

Методы учителя

Работа

.

       

1. Технологическая карта урока, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики;

2. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Аналитическая часть представляет собой анализ урока.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, в творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

      Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совер­шенно новый, но и не теряющий связи с прошлым.

      По результатам проведенного опроса школьники выделили такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, они рекомендуют учителям не «за­цикливаться» на старых методах обучения, когда появилось мно­жество разнообразных, интересных форм уроков, давать отдых рукам, а не писать весь урок.

Анализ проведенного анкетирова­ния учащихся.

Тест для учащихся

п/п

Основные вопросы

Варианты ответов

1

Что для вас современный урок?

1.   Интересный, понятный – 10 человек

2.   Веселый – 0 человек

3.   Применение компьютера-17 человек

2

Что вам больше всего нравится в уроке?

1.   Выражение собственного мнения-15 человек

2.   Самостоятельная творческая работа-12 человек

3

Какова роль учителя на  уроке?

1.   Объяснять новую тему – 9 человек

2.   Дать хорошие знания, подготовить к ГИА- 14 человек

3.   Координатор действий, наставник - 0 человек

4.   Главная- 4 человека

4

Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете в «добывании» знаний?

1.   Учитель -20 человек

2.   Сами – 7 человек

 

5

Нужна ли на уроке физкультминутка?

1.   Да-27 человек

2.   Нет- 0 человек

В основном организация современного урока зависит от  того какой стиль преподавания присущ тому или иному учитель. А какие же педагоги работают в нашей школе?  Сейчас я предлагаю пройти тест  «Стиль преподавания».

ТЕСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ №2

«Стиль преподавания»

Ответьте на вопросы анкеты

I.   Если класс не приведен в порядок

     1)   моя реакция зависит от ситуации 

     2)  я не обращаю на это внимание

     3)   не могу начать урок

II. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте  

      1) в зависимости от ситуации  

      2) нет                  3) да

III. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

         1) предлагает простор для творчеств  

         2)Не вмешивается в мою работу

         3)Дает четкие указания

IV.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

         1) в зависимости от ситуации 

         2) предпочитаю импровизацию

         3) всегда

V. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

         1) предпочитаю выяснить отношения

         2) игнорирую этот факт

         3) плачу ему той же монетой

VI. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

          1) я пытаюсь принять его точку зрения 

          2) перевожу разговор на другую тему

          3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

VII.По- моему в школьном коллективе важнее всего

           1) работать творчески 

           2) отсутствие конфликтов

           3) трудовая дисциплина

VIII. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

            1) нет, это недопустимо 

            2) затрудняюсь ответить  

            3) если ученик этого заслуживает

IX. Непредвиденные ситуации на уроках

            1) можно эффективно использовать 

           2) лучше игнорировать 

           3) только мешают учебному процессу

X.Мои ученики относятся ко мне с симпатией    

 1) нет                 2) когда как                     3) не знаю

 

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

 Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле  деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам  самостоятельно принимать  решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость  и естественность в общении, доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

преобладание  второго варианта ответа указывает на черты попустительского  стиля  деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной  зависимости от учащихся.  Для многих из таких педагогов  характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

 преобладание 3 варианта  говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.  Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение.  Для такого учителя характерна  неудовлетворенность работой  многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.  Но на его  уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Мы имеем следующие результаты:

У _______% педагогов       наблюдаются  черты попустительского  стиля  деятельности. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной  зависимости от учащихся. 

У ________% опрошенных педагогов наблюдаются  авторитарные тенденции в деятельности.  Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение.  Для такого учителя характерна  неудовлетворенность работой  многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.  Но на его  уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности

________%   - это демократы. Эти  педагоги предоставляют возможность ученикам  самостоятельно принимать  решения, прислушиваются к их мнению, поощряют самостоятельность суждений, учитывают не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия побуждение, совет, просьба. У педагогов наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость  и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

     В последнее время все больше говорится о свободе и соблю­дении прав учащихся. Но мало кто задумывается о предоставле­нии учащимся возможности получать образование свободным путем. А ведь в практике современного образования ситуация свободного выбора обеспечивается выбором заданий учащимися по степени сложности на тот или иной балл (также и домашних заданий), возможностью выполнения заданий различного харак­тера (творческого, аналитического, устного или письменного), вы­бором форм и способов учебной работы (в том числе темпа обу­чения), выбором форм отчета по домашнему заданию (устная, пись­менная, досрочная или отсроченная) и т. д.

      Вы, педагоги школы, при подготовке к педсовету составили свое мнение и представление о современном уроке. Проанализировали какие педагогические технологии помогают вам в решении вопроса современного урока. И сегодня на педагогическом совете вы поделитесь опытом применения той или иной педагогической технологии в рамках современного урока.  

     Выступление докладчиков из групп.

Часть2

Знакомство с Технологией проведения учебных дискуссий

       Одним из компонентов технологии развивающего обу­чения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия. Многие учителя фактически заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Некоторые сводят дискуссию к обмену вопросами и ответами между учителем и учени­ками или смешивают ее с полемикой.

Что же такое учебная дискуссия?

     Учебная дискуссия являет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем каждый из присутству­ющих по-своему участвует в организации этого обмена идеями. Важно, что организуется поиск нового знания - оценки, ориентира для последующей самостоятельной ра­боты. Для проведения дискуссии класс может делиться на подгруппы от 5 до 10 человек. Чем больше учащихся при­учаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал.

       Дискуссия уступает по эффективности изложению, передаче информации, но продуктивна при этом для за­крепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии выделим следующие:

- обмен информацией;

- стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению;

- сосуществование несовпадающих мнений и предложений;

- возможность отвергать любое из высказываемых мнений;

- побуждение участников к поиску группового соглашения.

Дидактические цели и типы дискуссий

Дискуссию не следует проводить, если решения зара­нее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом.  Проблемность является обязательным дидакти­ческим ориентиром.

Последовательность этапов группового обсуждения проблемы:

- поиск и определение проблемы (затруднения), ре­шаемые групповыми методами (путем выработки общего подхода, достижения согласия);

- формулировка проблемы в ходе группового анализа, обсуждения;

- анализ проблемы;

- попытки найти решение проблемы (они могут пред­ставлять собой процесс, включающий обсуждение, сбор данных, привлечение дополнительных источников инфор­мации и т.д. Группа делает предварительные выводы, проводит сбор мнений и т.д., продвигаясь к согласию);

В ходе традиционного, обычного урока может быть "эволюционный" переход к дискуссии:

а) дискуссия с преподавателем в роли ведущего;    

б) дискуссия с учащимися в роли ведущего;      

в) дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

Формы дискуссии

В педагогической практике получили распространение также свернутые формы дискуссии:

1. "Круглый стол" - беседа, в которой на равных уча­ствуют все участники небольшой группы учащихся. Про­исходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной частью класса.

2. "Заседание экспертной группы" - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои пози­ции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.

3. "Форум" — обсуждение, похожее на "заседание экс­пертной группы", в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом.

4. "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.

5. "Дебаты" - формализованное обсуждение, построен­ное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начина­ется с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для во­просов и комментариев.

Подготовка дискуссии, создание временных групп

     Среднее число участников групп - 6 человек. Разбивка класса на группы проводится на ограниченное время (5-6 мин.). Группам ставятся задачи, направленные на подго­товку базы для следующего этапа учебного процесса.

Задачи временных групп:

- подготовка общеклассной дискуссии;

- возможная переформулировка темы дискуссии, если она зашла в тупик;

- выбор варианта дискуссии или переход к планиро­ванию практических заданий, проектов и т.д.;  

- проведение "мозговой атаки";

- обмен мнениями, личным опытом;

- постановка вопросов, проблем для предстоящего учебного исследования или общеклассной дискуссии;

- выявление и обсуждение возникающих расхождений. Работая с малыми временными группами, необходимо помнить о цели, времени, итогах. Группы должны знать, какого рода результат ожидается от их обсуждения. Внут­ри групп назначается ведущий, выбирается докладчик. Иногда на доске (или с помощью кодоскопа) записывается перечень предложений или основных идей.

Межгрупповой диалог

      В каждой группе распределяются роли-функции. "Аналитик" задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. Протоколист" фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же обычно выступает с "позицией" от всей группы. "Наблюдатель" оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Порядок работы класса при этом таков:

а) постановка проблемы;

б) разбивка участников на группы, распределение ролей, пояснения учителя о том, что ожидается от участ­ников дискуссии;

в) обсуждение проблемы в малых группах;

г) представление результатов обсуждения всему классу;

д) продолжение обсуждения и подведение итогов.

Начало дискуссии

Рассадить всех участников так, чтобы каждый мог ви­деть лица других.

Приемы, введения в дискуссию:

- изложение проблемы и описание конкретного случая;

- ролевая игра;

- демонстрация фильма или видеозаписи, иллюстратив­ных материалов;

- приглашение экспертов;

- ЭВМ и магнитофонные записи;

- стимулирующие вопросы, типа "что произошло бы, если бы...?" и т.д.

Руководство ходом дискуссии

Учитель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа.

Продуктивность сбора идей повышается, если учитель:

- дает время на обдумывание ответов;             

- не допускает двусмысленных вопросов;       

- не игнорирует ни одного ответа;

- меняет ход рассуждения (например, вопрос: "Какие еще факторы могут оказывать влияние?" и др.);

- проясняет высказывания детей, задавая уточняю­щие вопросы;          

- побуждает учащихся к углублению мысли (например:

"Итак, у тебя есть ответ, как ты к нему пришел?") и др.

Ход дискуссии

      В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом воздерживайтесь от како­го бы то ни было - скрытого или тем более открытого -

одобрения или неодобрения. Репликами проясняйте ут­верждения.

Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуж­даемых вопросах. Иногда можно заметить: "Кажется, мы отошли от темы дискуссии..."

     При продолжительном обсуждении проводится про­межуточное подведение итогов дискуссии. И тогда вступа­ет "протоколист", подводит итоги обсуждения на текущий момент, чтобы класс лучше сориентировался в ходе даль­нейшего обсуждения.

Подведение текущих итогов обсуждения учителем:

- резюме по основной теме;

- обзор представленных" данных, сведений;

- суммирование того, что уже обсуждено, и предъяв­ление вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;

- переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов;

- анализ хода обсуждения.

Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.

       Сегодня понятие «Технология» достаточно прочно обосновалось в ряду педагогических терминов, завоевывая все более широкое признание среди работников образовательной сферы. Технология – это помощник педагога, его слуга, а не господин. Учитель, педагог всегда может выбрать подходящую ему технологию, усовершенствовать, развить, переработать или, оценив все «за» и «против», отказаться от имеющихся, создав свое. Главное же, чтобы соответствующие технологии существовали, являясь или объектом творчества для опытного учителя, или что совсем немаловажно, подспорьем для начинающего педагога.

Презентация

список пед. советов


 

 

 

 

Главная              О школе               Внеклассная работа               Ученикам            Родителям               Фотогалерея                   Контакты

Добро пожаловать на сайт

 МБОУ Ерновской основной общеобразовательной школы!!!

НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

УСТАВ

Публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности

ОСНОВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

Приказы по МБОУ Ерновской основной общеобразовательной школе

УПРАВЛЯЮЩИЙ  СОВЕТ

Локальные  акты

 GISMETEO: Погода по г.Зарайск
Hosted by uCoz