Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ерновская основная общеобразовательная школа
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса разработана на основе следующих документов: Закона об образовании, ГОСТ, концепции планируемых результатов, примерной программы начального общего образования, авторской программы Кузин В. С «Изобразительное искусство», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год. Количество часов в неделю – 1.
Для реализации программного содержания используются:
Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2007.
Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Дрофа, 2006.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
· развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
· способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
· воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура)
2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн)
3. Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура)
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.
Учебно – тематический план
№ пп |
|
Название темы |
Количество часов |
1. |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) –
|
9 |
|
2. |
Рисование на темы
|
8 |
|
3. |
Декоративная работа
|
8 |
|
4. |
Лепка
|
4 |
|
5. |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
|
1 |
|
6. |
Аппликация
|
3 |
|
|
итого |
33 |
Календарно- тематическое планирование.
№ п/п
Дата провед. |
Тема урока. (страницы учебника, тетради) |
Решае- мые проблемы |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
|||
Понятия |
Предметные результаты |
УУД |
Личност ные результа ты |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Название раздела (количество часов) |
||||||
1 |
Рисование с натуры. «Волшебные краски» |
Чем и как работают художники. |
Ознакомить уч-ся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и его задачами. Познакомить с Мастером Изображений, со значением изобразительной деятельности в жизни людей. Предложить нарисовать рисунок по желанию. |
Иметь представление о доступных для младших школьников материалах для изображения; о роли изобразительной деятельности в жизни людей. Проявлять интерес к изобразительному творчеству. Уметь нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
2 |
Аппликация. «Цветовой круг» |
Все ли предметы одинаковые? |
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза формирование поэтического видения мира. Воспитывать умение видеть и переживать красоту. |
Уметь видеть и рисовать, сравнивать предметы между собой и видеть их форму. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
3 |
Декоративная работа. «Красивые цепочки» |
Что можно увидеть в пятне? |
Показать детям, что пятно – одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть образ в целом. |
Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
4 |
Рисование по памяти и представлению. «Волшебные краски осеннего дерева» |
Какие бывают деревья? |
Дать понять учащимся, что такое объем. Развивать фантазию, учить художественному умению – находить сравнения. |
Уметь видеть образ в целом объеме, развивая и уточняя его форму. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
5 |
Беседа: «Жанры изобразительного искусства и архитектура» Лепка. «Листья деревьев» |
С какого дерева лист? |
Познакомить учащимся с выразительным характером линии, развить умение пользоваться линией. |
Знать о выразительном характере линии. Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
6 |
Лепка. «Овощи и фрукты» |
Какую пользу приносят овощи и фрукты? |
Учить детей работать гуашью, правильно организовывать рабочее место. Развитие навыков работы красками на уроке, проба красок; умение правильно различать цвета. |
Уметь правильно организовать рабочее место; пользоваться гуашью; правильно называть цвета. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
7 |
Беседа: «Русское народно-декоративное прикладное искусство» |
Что мы чувствуам? |
Перечислить детям, что можно изобразить: предметы, явления, события, зверей, людей. Предложить детям попробовать нарисовать наши чувства (радость и грусть). |
Знать, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. Уметь выражать образ, настроение с помощью красок. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
8 |
Декоративная работа. «Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись». «Волшебный узор» |
Для чего нужны цветы? |
Рассмотреть с уч-ся цветы, задать вопросы: какие они, для чего они нужны? Затем нарисовать их в альбоме красками. |
Овладеть навыками работы гуашью и приемами работы кистью. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
9 |
Беседа о красоте осенней природы. Рисование на тему «Сказка про осень» |
Чему учит сказка? |
Сделать выставку детских работ и провести беседу о том, что дети узнали за четверть. Познакомить с картинами на сказочные сюжеты. |
Овладеть первичными навыками восприятия произведения искусств. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
10 |
Декоративная работа. Орнамент. «Чудо-платье» |
Для чего нужны узоры? |
Познакомить с многообразием и красотой узоров, с украшениями обычных и простых предметов. Вызвать восторг, разбудить воображение детей при встрече с необычными, ярко украшенными предметами. Развивать наблюдательность. |
Приобрести опыт эстетических впечатлений. Уметь создавать простейшие узоры гуашью. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
11 |
Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» |
Из чего можно составить узор? |
Развивать наблюдательность, эстетически активного видения окружающего мира, чуткости к красоте явлений природы. |
Уметь эстетически воспринимать произведения искусства. Овладеть техникой одноцветной монотипии. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
12 |
Рисование с натуры. «Праздничный флажок» |
Какие праздники вы знаете? |
Рассмотреть узоры на крыльях бабочек. Обсудить с детьми поэзию орнамента крыльев и одновременно учить пользоваться кистью и красками. |
Приобрести опыт эстетических впечатлений и новые навыки изобразительной деятельности. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
13 |
Декоративная работа. Дымковская игрушка. «Праздничные краски узоров» |
Какие цвета характерны дымковской игрушке? |
Рассмотреть птиц. Учить обращать внимание на форму, цветной орнамент окраски, оформление. |
Уметь украшать, фантазировать. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
14 |
Рисование с натуры. «Новогодняя ёлка» |
Чем украшают ёлку? |
Познакомить с выразительными возможностями фактуры, с неброской и неожиданной красотой в природе. Рассмотреть красивых рыб, украшенных узорами чешуи. |
Уметь выполнять многоцветные фактурные отпечатки, которые дорисовываются графическими материалами. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
15 |
Рисование с натуры игрушек на ёлку: бусы, шары |
Какие бывают ёлочные украшения? |
Рассмотреть маски, головные уборы. Развивать фантазию. |
Уметь выполнить работу исходя из своих фантазий. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
16 |
Рисование с натуры игрушек на ёлку: рыбки |
Какие бывают ёлочные украшения? |
Провести беседу о празднике. Предложить нарисовать игрушки и гирлянды для украшения новогодней елки. |
Уметь выполнить работу исходя из своих фантазий, придумывать свои варианты. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
17 |
Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы» |
Чем отличается ёлка от сосны? |
Расширить представления детей о многообразии узоров в жизни людей, о значении узоров. Развивать наблюдательность, фантазию. |
Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
18 |
Лепка животных по памяти и представлению |
Какие бывают животные? |
Познакомить с видами украшений человека, с предназначением украшений. Развить навыки в изображении сказочных героев и их украшении. |
Знать, для чего нужны украшения, и уметь их изображать. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
19 |
Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской |
Какие сказки вы любите? |
Познакомить с основами конструктивной художественной деятельностью. Мобилизовать детскую фантазию и активность восприятия. |
Иметь представления о конструктивной художественной деятельности. Уметь изобразить дом и украсить его. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
20 |
Декоративная работа. Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой» |
Какие цвета применяют городецкие мастера? |
Рассмотреть с уч-ся архитектурные произведения. Познакомить с видами домов, их частями, рассмотреть детали. |
Иметь представление об архитектурных произведениях. Уметь продумывать форму и соотношения всех деталей. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
21 |
Беседа о красоте зимней природы. Рисование по памяти и представлению зимних деревьев. «Мы рисуем зимние деревья» |
Чем хороша зима? |
Расширить представления о домиках пчел, муравьев, черепахи скворца. Развить у детей чувство формы, умение анализировать. |
Знать об устройстве домика, уметь выявить его внутреннее соотношение форм и пропорций. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
22 |
Рисование на тему «Красавица зима» |
Какие зимние забавы вы любите? |
Поразмышлять с детьми по внешнему виду дома, кто живет внутри. Развивать фантазию уч-ся. |
Уметь подумать и нарисовать, как устроен внутри их дом, квартира. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
23 |
Декоративная работа. Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном поле» |
Какие цвета имеет гжель? |
Познакомить с общими и отличительными признаками городов и сел. Развитие навыков рисования по впечатлению. |
Уметь придумать и изобразить на выбор свой городок или село по впечатлению. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
24 |
Декоративная работа. Гжель. Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо» |
Какие геометрические фигуры вы знаете? |
Познакомить с новым понятием конструкции. Развить навыки изображения из геометрических фигур разного цвета. |
Уметь видеть соотношения форм, выявлять конструкцию, изображать с помощью геометрических фигур. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
25 |
Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и Медведь» |
Каких героев русских народных сказок вы знаете? |
Дать ученикам первичные представления о конструктивном устройстве предметов нашего быта. Развивать конструктивные навыки. |
Уметь проявлять свои вкусовые пристрастия и выдумку. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
26 |
Беседа: «Двенадцать месяцев в творчестве художника-пейзажиста Бориса Щербакова» |
Как художник изображает время года? |
Обобщение материала. Создание коллективного панно, нарисовать город в котором мы живем. |
Научиться чувствительному познанию и эмоциональному выражению. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
27 |
Лепка птиц по памяти и представлению |
Каких птиц вы знаете? |
Рассмотреть работы художников и детей. Объяснить уч-ся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. |
Уметь распознавать все три вида изобразительно художественной деятельности. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
28 |
Беседа о красоте весенней природы. Рисование на тему «Весенний день» |
Какие правила поведения в природе вы знаете? |
Развить навыки в рисовании цветов и разукрашивании их разными цветами. Учить фантазировать. |
Уметь разукрашивать разноцветными цветами, исходя из своей фантазии. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
29 |
Рисование на тему «Праздничный салют» |
Какой бывает салют? |
Развить навыки в изображении объектов природы, в разукрашивании их; развивать наблюдательность, творческое воображение при рассматривании природных форм. |
Уметь рисовать объекты природы и их украшения. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать гуманистические и демократические ценности. |
30 |
Рисование по представлению. «Бабочка» |
Каких бабочек вы видели? |
Провести наблюдение за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. |
Уметь наблюдать за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения. |
31 |
Рисование с натуры простых по форме цветов. «Красота вокруг нас» |
Чем хорошо лето? |
Создать коллективную композицию «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. |
Уметь создавать коллективную композицию. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать экологическую культуру. ценностное отношение к природному миру. |
32 |
Аппликация. «Мой любимый цветок» |
Какие бывают цветы? |
Развить навыки в изображении объектов природы |
Уметь рассказать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
33 |
Обобщающий урок |
Чему мы научились? |
Развить навыки в изображении объектов природы |
Уметь рассказать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. |
П: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Р: Составлять план и последовательность действий. |
Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. |
Содержание рабочей программы:
Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 часов.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
Рисование на темы – 8 часов.
Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Декоративная работа – 8 часов.
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Лепка – 4 часа.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Аппликация – 3 часа.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 1 час
Требования к уровню усвоения программы
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен:
знать/понимать
· о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
· основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
· известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
уметь
· различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
· различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
· использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
· пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
· выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· самостоятельной творческой деятельности;
· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Литература:
· Программа начальных классов Школа России для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2010 год.
· Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 класс Москва «Просвещение» 2011год.
· Концепция и программа для начальных классов «Школа России» Москва «Просвещение» 2010год.
учитель начальных классов высшая кв.категория