Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерновская основная общеобразовательная школа

 

 

  Обобщение опыта работы классного руководителя

     В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной.  Я считаю, как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

         Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество- это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, я стараюсь создать условия, чтобы  ребёнок проявил себя. Моя основная задача как классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном  самоопределении. Одно из условий успешного воспитания, я считаю, заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей,  я чаще встаю на их место.

          Одной из важных для меня задач как классного руководителя является обращение внимания на малейшие особенности личности каждого ребёнка и уважительное отношение к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

           Задачей воспитания, я уверена, должна быть выработка характера, внутреннего самоконтроля, а не подавления предполагаемых детских пороков и злых начал. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по- разному: сотрудничать и соперничать, заботиться и быть безразличным. В моем классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

        Сельские семьи отличаются от городских. Сельским присуща боязнь одиночества, боязнь хотя бы на время перестать быть частью какого – либо общества. Редко сельского ребёнка увидишь одиноко бредущего. Они в группе. Кроме того, в сельской местности очень много физических тяжёлых работ. На девочек налагается часть женского труда,  на мальчиков – мужского. У родителей нет времени для совместной с детьми досуговой деятельности. В связи с этим воспитательная работа в сельской школе отличается от работы в городской школе.

       Воспитания без цели не бывает. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять этому пристальное внимание. Я ставлю перед собой цель – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника и задачи:

- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;

- воспитание уважительного и ответственного отношения к труду;

- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;

- сплочение классного коллектива.

      Я  взаимодействую как с уче­никами, так и с их родителями, искренне стремлюсь помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать их школьную жизнь.

      В воспитательной работе использую индивидуальный подход к личности с учетом ее психофизиологических особенностей, стадии развития познавательного интереса, выбранной цели и мотивации.   Кроме того, в учебно-воспитательном процессе повседневно использую методические приемы воздействия на эмоциональное состояние личности, в том числе:   

1. Предоставление права быть лидером:

-    право на анализ ошибок и консультацию отстающего;

-    право на получение и выполнение престижного задания повы­шенной трудности;

-    право на роль капитана команды на уроках закрепления учебно­го материала, проводимых в игровой форме.

2. Предоставление права на  исправление ошибок  при

со­вершении проступка.

3. Мотивация печали и радости.

4  Равенство психологических позиций при оценке события.

5. Оптимизация функциональных состояний.

6. Обучение (тренировка) факторами неожиданности самоорганизации в стрессовых ситуациях.

     Все эти приемы не требуют пояснений, все дают хороший эффект, но на методический прием «мотивация печали и радости», как наиболее эффективный,  обращаю особое внимание. Он основан на том, что успех всегда приносит радость, неудача вызывает печаль. Печаль ста­новится невыносимой мукой и может быть вызвана, например, цепью плохих оценок. Так как в процессе обучения ученик имеет право на ошибку, право на выяснение любых сомнений, право на помощь учителя при восполнении любых пробелов и право на радость от успеха, то что, например, делать, если ученик из 10 заданий выполнил 4. Порицать за 6 невыполненных или похвалить за 4 выполненных задания?  Я всегда от­мечаю старание, оцениваю 4 выполненных задания и высказываю уве­ренность, что ученик способен справиться с заданием в полном объеме, что он  восполнит  пробел в знаниях и использует право на исправление оценки.

      У класса есть  общая цель - получать всестороннее образование и воспитание, а на данный учебный год - добиться хорошей  успеваемости, активно участвовать в общественной жизни школы  и  района.

       Планирование  учебно-воспитательного  процесса  в  классе  ве­дется по следующим направлениям:  

 1. Гражданско-патриотическое.

 2. Правовое и нравственное.

3. Художественно-  эстетическое.

4. Диагностика психических параметров личности и их коррекция.

5. Экологическое.

6. Физкультурно-оздоровительное.

7. Работа с родителями.

     По гражданско-патриотическому направлению в плане воспита­тельной работы предусмотрено:

1. Беседа по  теме  «Я гражданин и патриот своей Родины».

2. Классные часы по теме «Герои Великой Отечественной войны»   ­
3.Встреча со знаменитыми людьми  родного края. 

4. Театрализованные постановки. 

5.  Поиск исторических материалов.     

6  Посещение краеведческого  музея. 

     По  правовому и нравственному  направлению предусмотрены  ме­роприятия: 

1.   Беседа по теме «Закон и правонарушения»  с представителями органов правопорядка.

 2.   Система классных часов по теме « Нравственные устои и  этика общения».

   По художественно – эстетическому направлению   работу  веду повседневно.  Это обсуждение направлений и стилей моды, телевизионных  передач,  посвященных  природе,  культуре,  музыке,  театральных спектаклей. Кроме того, проводятся плановые мероприятия, в том числе:

1. Посещение  Кремля  

2. Посещение выставок 

3.Посещение музеев.

4. Проведение классного часа по теме «Прекрасное рядом» с целью  выработки мер  по организации классной выставки рисунков, вышивок, изделий художественного вязания, коллекции творений природы.

 5. Проведение Вечера поэзии.

      По диагностике  психических параметров личности  и их коррекции  предусмотрено:

1. Ведение индивидуальных карт исследования психофизиологических особенностей личности учащихся.

2.Экспертная шкала оценки силы нервной системы учащихся по Я. Стреляу.

 3. Тестирование учащихся по методикам «Мой портрет в интерьере»,

«Десять моих Я», «Сочинение» и другим методикам с целью выявления типа темперамен­та, характера, типа  памяти, способностей, склонностей, стремления  к лидерству, выявления отношения к одноклассникам и прочих сведений, необходимых для  выработки  индивидуальных  мер коррекции. Что касается мер коррекции, то необходимо всегда соблюдать  особую осторожность  и   тактичность.  Как  правило,  негативные  параметры личности я обсуждаю после достижения атмосферы доверительности  и  откровенности и только в индивидуальной беседе. Важно, чтобы собеседник сам понял необходимость такой коррекции и что делать.  Например, как избавиться от застенчивости. И никакого давления, никаких упреков по поводу их проявления после беседы.

  Терпение и понимание - вот гарантия успеха.

        По экологическому  направлению  запланированы  и выполняются  мероприятия:

1. Беседа на тему «Экология и здоровье человека».

2. Участие в работе по озеленению школьной территории и уборке.

3. Система тестов, выявляющих отношение к природе, беседы, экскурсии.

        По физкультурно-оздоровительному направлению:

 1.    Турпоход.   

 2      Кросс, участие в соревнованиях по хоккею, футболу,  пионерболу.

     Родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. Реализация этого направления осуществляется через  индивидуальные встречи и беседы,     посещение  уче­ника на дому, классные   собрания    и    встречи    родителей      по темам:

1. « Текущая успеваемость» - 2 раза в учебной четверти;

2.  « План мер по подготовке и ремонту учебного кабинета».

   Подводя итоги воспитательной работы с классом, можно отметить, что применяемая концепция воспитания детям не навредила. Де­ти растут физически здоровыми, психически уравновешенными. Значительно  расширился кругозор и уровень знаний по изучаемым предметам. Все они получают определенный уровень знаний в области культуры, этики. Каждый ученик имеет реальную цель в жизни и вполне приемлемый мотив движения к цели, получает некоторые навыки общения и поведения на основе норм этикета. Стали проявляться способности  верно оценивать жизненные ситуации. Познавательные интересы от стадии любопытства и любознательности  переходят в стадию теоретического интереса.

В классе не замечено  ни одного случая проявления жестокости, отклонений от норм правового поведения, пристрастия к спиртным напит­кам, наркотикам. Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь.  Это обаятельные, неугомонные патриоты своего края, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята. В нашем классе много знать  - престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря.

          Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность;  которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации. 

мои разработки

 

Главная              О школе               Внеклассная работа               Ученикам            Родителям               Фотогалерея                   Контакты

 Зайцева Варвара Ивановна,

учитель начальных классов  высшая кв.категория

Hosted by uCoz