Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ерновская основная общеобразовательная школа
Цель: познакомить учеников с культурой общения, внушить необходимость уважительного отношения к окружающим.
Предварительная работа: изготовить маски зверей, разучить сценки по ролям.
Ведущий. Сегодня разговор пойдет о вежливых и добрых поступках, ведь не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже вовсе незнакомые люди относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их, У замечательного русского писателя Льва Толстого есть басня «Белка и Волк». Сейчас ваши товарищи разыграют небольшую сценку по этой басне.
Сценка
Автор.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на спящего Волка. Волк вскочил и схватил Белку.
Волк.
Попалась Белка, я теперь тебя съем.
Белка.
Отпусти меня, Волк!
Волк.
Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка.
Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
(Волк отпускает Белку и Белка уходит на дерево.)
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Ведущий.
Да, ребята, весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. У него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно. И чтобы нам также было весело, давайте поиграем в игру.
Игра «Пожалуйста»
1-й вариант: все участники игры вместе с учителем становятся в круг. Учитель выполняет различные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные) а играющие должны повторять их, но лишь в том случае, если учитель, показывая движения, добавляет слово «пожалуйста» Кто ошибается — выбывает из игры.
2-й вариант: игра идет так же, как и в первом варианте, но допустивший ошибку выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание (например, называет одно вежливое слово, произносит вежливое обращение, в крайнем случае, допустивший ошибку должен улыбнуться.)
Ведущий.
Поиграли мы замечательно и самое волшебное слово вы хорошенько теперь запомнили. А теперь попробуем все вместе составить
«Словарь вежливых слов»:
— Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... спасибо.
Зазеленеет старый пень, когда услышит... добрый день.
Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь... здравствуйте.
Если больше есть не
в силах, скажем маме мы, ...
спасибо.
Когда нас бранят за шалости, говорим мы, ... прости пожалуйста.
И в России, и в
Дании на прощанье скажут, ... до
свидания.
* Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю ... пожалуйста.
* Медведя лет пяти—шести
Учили как
себя вести:
Нельзя грубить и чваниться
Знакомым надо ... кланяться.
* Папа
разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой расстроились сразу,
Но папа нашелся, взглянув им в глаза,
И тихо и робко вот что сказал:
Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно ... простите меня
... извините.
* Прослывешь ты воспитанным, если говоришь всем большое ... спасибо.
* Если вы друзей уважаете, при встрече спросите как ... поживаете?
— Не забудьте,
что на прощанье говорить всем нужно ...
до свидания.
(Н. Юсупова)
Ведущий.
Да, очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова, но не менее важны и наши поступки. Очень важно для воспитанного человека не создавать неудобства, не беспокоить окружающих.
Однажды в кинотеатре во время сеанса двое друзей — Вова и Юра — громко разговаривали. Сидящий впереди человек обращается к ним:
- Извините, но я ничего не слышу!
- А почему,
собственно говоря, вы должны слышать, о чем
мы говорим? — изумляется Вова.
Вы, конечно, поняли, ребята, что это шутка. Но вы должны помнить, что, громко разговаривая в общественном месте, вы можете мешать окружающим людям. Послушайте в связи с этим стихотворение «Пожалуйста, потише!»
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела —
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем необязательно кричать.
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат —
Попробуйте все тихо рассказать.
О том, что вы вчера ходили в гости.
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика все нет
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем необязательно кричать.
Ведь вас и так услышат.
Ведь вас и так услышат —
Попробуйте все тихо рассказать.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Спокойно говори, а не кричи.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Тсс!.. Тсс!.. Чччч!..
В музее, кинотеатре и в трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Спокойно говори, а не кричи.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Тсс!.. Тсс!.. Чччч!..
(Песенка из радиопередачи «Веселые уроки радионяни».)
Ведущий.
Скажите, ребята, а когда не следует громко разговаривать? (Ответы: в транспорте, в больнице, на улице, в гостях, на переменках )
- Подумайте, ребята, а когда совсем нельзя разговаривать? (Ответы: в театре во время спектакля, в кинотеатре во время сеанса.) Да, в театре во время представления или в кинотеатре во время просмотра кинофильма разговаривать не следует. Можно что-то тихо спросить только в крайнем случае.
Наверное, вам кажется, что быть воспитанным очень трудно, но это не так. Быть воспитанным это значит, прежде всего, думать о других, а не только о себе
Сценка «Обычные поступки»
Сказочник.
Рано-рано поутру,
В дремлющем еще бору
Растрещались две сороки
Скачут, словно скоморохи.
Свои перышки хвалили —
Всю дубраву разбудили.
Тут к ним дятел подлетел,
На них строго поглядел.
Дятел.
Что трещите здесь, сороки?
Вы же птицы-белобоки!
Красота — то красотой,
Но важней сейчас покой.
Сказочник.
Заквакали лягушки,
Усевшись у пруда.
Лягушки
(хором, здесь и далее лягушки говорят хором). Не стыдно вам, сороки, будить нас всех с утра? Сказочник (в сторону).
Что кричали громко сами,
Те квакушки и не знали.
Не спала зайчиха ночь — заболел сынишка. Доктор-дятел ей помог — вылечил мальчишку Задремала лишь к утру ласковая мама. Разбудили вы ее очень, очень рано!
Разбудили мишку!
Лягушки.
Спал он долго слишком!
Сказочник.
Он пришел домой с дороги,
Утомились сильно ноги.
Лягушки.
Хватит мишке долго спать.
Уж пора ему вставать!
Сказочник.
Заревел медведь со сна.
Медведь.
Умываться мне пора!
Сказочник.
Но на зорьке у пруда
Расплескались три бобра.
Умывались чисто-чисто ...
Медведь.
Но теперь к пруду
Я не подойду.
(Бобрята поливают друг друга из ковшика водой, плескаются и всячески разливают воду.) • Сказочник.
Два ежонка-малышонка
Раскидали одежонку,
От норки до елки рассыпаны иголки.
Покажите, елки, где наши иголки?
(Ребята, играющие ежат, при этих словах раскидывают свои вещи-куртки, шапки, обувь и т.д. При последних словах сказочника они с изумлением пожимают плечами. Мышата сидят за столом и отнимают другу друга ложки, опрокидывают тарелки.)
Сказочник.
Два мышонка за столом
Ели кашку с молоком,
Аккуратно кушали,
Маму с папой слушали.
Только каша с молоком
Оказалась под столом.
(Белочки прыгают и раскидывают шишки.)
Сказочник.
Белочки-подружки весело играли,
С елочки на елочку прыгали, скакали,
Шишки и орешки ловко разгрызали,
Но свои огрызки всюду разбросали.
(Волчата отнимают друг у друга рыбу, а потом, надув щеки, расходятся в разные стороны.)
Сказочник.
Два волчонка на рыбалке
Помогали серой галке
Рыбку в озере ловить,
А потом ее делить.
Арифметику не знали,
Как делить, не понимали,
Подрались и покусались,
Помириться не пытались.
(Выходит солнышко, качает головой и грозит пальчиком.)
Сказочник.
Покачало солнышко головой своей,
Погрозило пальчиком на таких зверей.
Солнышко.
Утром встретимся опять — все ошибки исправлять.
(Дети, изображающие зверят, усаживаются и как бы засыпают.)
Сказочник.
Солнце небо осветило,
Лес, поля позолотило —
Утро новое настало
И плохих зверей не стало.
1-я сорока.
Чем нам хвастаться, сороки?
Мы же просто белобоки!
2-я сорока.
Есть же птицы красивей
И, наверное, умней?
(Лягушки закрывают ладошками рты.)
Сказочник.
И квакушкам стыдно стало,
Что кричали где попало.
(Бобрята берут тазики и аккуратно умываются над ними.)
Сказочник.
Поняли бобрята тоже,
Что все пачкать им негоже.
Аккуратней надо быть,
Грязь не надо разводить.
(Ежата убирают свои разбросанные вещи и аккуратно их складывают.)
Сказочник.
И колючие иголки улыбаются нам с елки.
Все иголки у ежат, как на елочке лежат.
(Мышата смирно сидят за столом и тихо кушают.) Сказочник.
И мышата не шалили,
Кашку съели, не разлили.
(Белочки подбирают разбросанные шишки.)
Сказочник.
Белочки-подружки встали поутру,
И мусор подобрали они в своем бору.
(Волчата держатся за руки, у каждого по рыбке, а третью рыбку они дарят сказочнику.)
Сказочник.
Поняли волчата вскоре.
Что кусаться — это горе.
Если будем дружно жить -
Не придется нам тужить.
Ведущий. Вот такими замечательными и важными словами мы заканчиваем наш веселый классный час.
учитель начальных классов высшая кв.категория