Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ерновская основная общеобразовательная школа
Урок - концерт по басням И.А. Крылова
Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить их с творчеством И.А. Крылова. выходя за рамки школьного учебника.
План урока:
1. Викторина о жизни и творчестве И.А. Крылова.
2. Инсценировка басен пятиклассниками.
Ход урока:
I. Общие вопросы.
1) Что вам известно о родителях Крылова? ( Отец, Андрей Прохорович Крылов, прошёл путь от рчдового до капитана, принимал участие в подавлении восстания Пугачёва. Мать- простая неграмотная женщина, но очень заботливая и душевная.)
2) Где учился юный Крылов? ( По одним данным, он получил только домашнее образование, по другим- посещал тверское училище.)
3) Как называлосьпервое драматическое произведение Крылова? Когда оно было написано? ( Комическая опера в стихах "Кофейница". создана в 1783 году.)
4)В каком журнале появились первые басни Крылова, ещё без подписи автора? как эти басни назывались? (В журнале "Утренние часы" были напечатаны басни "Стыдливый игрок", "Павлин и соловей"
5)Как назывался журнал, которвй который Крылов начал издавать в 1789 году? ("Почта духов".)
6) Назовите должность, которая стала пиком карьеры Крылова. (Личный
7) В каком году вышла книга басен Крылова? (В 1809 году.)
8) Сколько всего басен написал Крылов? В скольких книгах они вышли? ( Более 200 басен, в 9 книгах.)
9) Что особенного содержалось в завещании Крылова? ( Согласно завещанию, друзьям и знакомым после смерти с приглашением на похороны были вручены экземпляры нового издания басен Крылова.)
10) Где, когда и кем сооружен памятник Крылову? (В летнем саду Петербурга в 1855 году был установлен памятник работы скульптора П,К, Клодта.)
11) Назовите 9 басен Крылова, главным действующим лицом которых является лев- царь зверей. ( "Лев", "Лев и Человек". "Лев и Мышь", "Лев, Серна и Лиса", "Лев состарившийся", "Лев на ловле", "Лев и Волк", "Лев и Барс", "Лев и Комар".)
2. Угадай басню, зная её мораль.
1) "Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет" ( "Лев и Барс")
2) Что если голова пуста
То голове ума не придадут места.("Парнас")
3) "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" ("Волк и ягнёнок")
4) ...делом, не сведя конца
Не надобно хвалиться. ("Синица")
5) В породе и чинах высокость хороша:
Но в ней прибыли, когда низка душа? ("Осёл")
6) Кто посмирней, так то и виноват. ("Мор зверей")
7) С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой. ("Волк на псарне")
8) Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко,
Лишь только оттого, что мало в них воды! ("Ручей")
9) ...Пушок на рыльце есть.("Лисица и сурок")
10) Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются. ("Заяц на ловле")
3.Определите басню по отрывку из неё.
1) Лиса, курятинки накушавшись досыта
И добрый ворошок припрятавши в запас,
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Глядит, а в гости к ней голодный волк тащится.
(«Волк и Лисица»)
2) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
(«Лебедь, Рак и Щука»)
3) «Юпитер!- молятся,- ты дождик прекрати,
Что в нём пути
И что на свете хуже?
Смотри, нельзя по улице пройти:
Везде лишь от него и грязь и лужи»
(« Цветы»)
4) Стрелок весной малиновку убил.
Уж пусть бы кончилось на ней несчастье злое,
Но нет; за ней должны ещё погибнуть трое:
Он бедных трёх её птенцов осиротил.
(« Добрая Лисица»)
5)Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более ль вреда, чем пользы от наук?
Не расслабляет ли сердец и рук
Ученье?
И не разумнее ль поступит он,
Когда ученых всех из царства вышлет вон?
(«Водолазы)
6) Лев убирал за завтраком ягнёнка;
А собачонка,
Вертясь вкруг царского стола,
У льва из- под ногтей кусочек урвала;
И Царь зверей то снёс, не огорчась нимало:
Она глупа ещё и молода была.
(« Лев и Волк»)
7) Когда- то в случай Слон попал у Льва.
В минуту по лесам о том прошла молва.
И так, как водится, пошли догадки,
Чем в милость втерся слон?
(«Слон в случае»)
8)С истёртою и ветхою сумой
Бедняжка - нищенький под оконьем таскался
И, жалуясь на жребий свой,
Нередко удивлялся,
Что люди, живучи в богатых теремах,
По горло в золоте, в довольстве и сластях,
Как их карманы ни набиты,
Ещё не сыты!
(«Фортуна и нищий»)
Инсценировка или выразительное чтение нескольких басен И.А. Крылова.
Домашнее задание: попробуйте написать басню в стихах на любую тему: о школьной жизни. О событиях, происходящих в вашем дворе, на отдыхе… Главными героями басни должны быть звери (не забудьте про заголовок и мораль).
учитель русского языка и литературы