Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерновская основная общеобразовательная школа

 

 

Урок по окружающему миру в 3 классе на тему «Царство грибов»

Цели урока:

· дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы

· познакомить со строением грибов

· показать разнообразие грибов

· учить бережному отношению к природе

Оборудование:

1. компьютер, мультимедийный проектор

2. экран

3. учебник «Окружающий мир» 3 класс,

4. сообщения учащихся

Ход урока

1. Повторение.

- Назовите царства живой природы. Слайд «Царства живой природы»

Приведите свои примеры.

- Бактерии, животные, растения, грибы.

- К нам на урок пришли гости. (Выходят 3 человека, на голове «короны», рассказывают о себе)

Боровик: Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду !

Подберёзовик: Не спорю – не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще.

Мухомор: Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красивой шапке модной

Никуда не годный.

- Назовите эти природные объекты одним словом. К какому царству живой природы они относятся?

- Грибы. Царство грибов.

2.Сообщение темы урока. (Слайд «Царство грибов»)

3.Работа с учебником. Чтение статьи «Чем грибы отличаются от растений».

- Итак, чем же грибы отличаются от растений?

1. Грибы не имеют зелёной окраски.

2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. 

4.Новый материал.

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

(Слайд «Строение гриба»)

-Рассмотрите рисунок. Из каких частей состоит гриб?

- Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага.

Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. (Слайд «Разнообразие форм грибов»)

Среди них есть и, так называемые, «ослиные уши», и, уже известные нам, шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы- трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях.

Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг).Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. (Слайд «Трубчатые»)

- Вы узнали? Этот гриб называют царём грибов. Это боровик. А если потрогать эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна. Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые.

(Слайд «Пластинчатые»)

- А этих красавцев вы узнали? Рыжики – самые любимые грибы русского народа.

А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для засолки. Что общего в строении их шляпок? У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам? Пластинчатые.

- Грибы можно разделить ещё на две группы. Вспомним 2 класс. (Слайд «Съедобные и несъедобные» Это съедобные и несъедобные, и даже ядовитые грибы.

(Слайд «Съедобные») – А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка. Но грибы на ней появятся только когда мы отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки, появляются фотографии грибов.) Какие это грибы? Съедобные.

(Слайд «Ядовитые») – А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались? (После отгадывания загадок и появления фотографий дети делают вывод, что это ядовитые грибы.)

Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ.

Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные, и человек. Для сорок, лосей это лекарство.

 - Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.

(Слайд «Что где растёт») Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник.

Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.

- А сейчас поиграем в игру «Что где растёт». Узнали грибы? А растения?

Отправьте гриб под нужное ему дерево. А сейчас проверим.

5. Физкультминутка.

 Мы листики осенние,

 На ветках мы сидим.

 Дунул ветер – полетели.

 Мы летели, мы летели

 И на землю тихо сели.

 Ветер снова набежал

 И листочки все поднял.

 Закружились, полетели

 И на землю тихо сели.

 6. (Слайд «Запомни правила») Эти нехитрые правила мы должны соблюдать, находясь в лесу. Постарайтесь их запомнить.

(Слайд «Грибы – невидимки») Отгадайте загадку. (Вторая загадка является подсказкой.) Это дрожжи, или дрожжевой грибок. (Появляется рисунок.) Они различимы только под микроскопом. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

 - А какие ещё микроскопические грибы вы знаете? ( Появляется рисунок – подсказка.) Узнаёте? Это кефир. Для его создания тоже нужен грибок, но уже молочный.

 - А эти грибы необходимы в медицине. В них обнаружены вещества, которые мешают росту бактерий (например, туберкулёзной и кишечной палочки), а также задерживают рост различных опухолей.

(Слайд «Красная книга грибов») – Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу?

(Слайд «Грибные приметы») – Знают настоящие грибники и грибные приметы.

Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.

7. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. В заключении предлагаю вам кроссворд.

1. Самый ядовитый гриб в мире.

2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей.

3. Этот гриб назван так за сходство с животным.

4. Гриб, который любит расти под берёзами.

5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.

- Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Это – грибы, тема нашего урока.

- Что же вы узнали сегодня о грибах?

8. Домашнее задание.

Найти интересные сведения о грибах или найти загадки и нарисовать отгадки.

мои  разработки

 

Главная              О школе               Внеклассная работа               Ученикам            Родителям               Фотогалерея         Контакты

Дегтярева  Людмила  Алексеевна

учитель  начальных  классов  первая  квалификационная  категория

Hosted by uCoz