Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ерновская основная общеобразовательная школа

 

 

Урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Имя прилагательное"

Форма урока: урок-игра.

Цели: углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного; формировать умение ставить к слову вопрос , формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.

Наглядные пособия, ТСО: Буратино, фишки-монеты, магнитофон, таблица «Этапы урока», карточки, золотой ключик, компьютер, экран, проектор.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

 – Сегодня у нас будет необычный урок-игра. Мы познакомимся с новой частью речи.

На доске тема урока.

 – Игра будет проходить по следующим этапам (таблица этапов игры висит на доске).

I этап. «Угадай, кто это?»

II этап. Знакомство с именем прилагательным

III этап. Музыкальная пауза

IV этап. Загадки

V этап. Физминутка

VI этап. Игра «Кто это? Что это?»

VII этап. Работа по парам

VIII этап. Итог урока

– Итак, начнём урок.

Психологический настрой учащихся (тихо звучит сказочная музыка).

 – Все закрыли глаза, кругом тишина.

 – Что мы слышим?

 – Где мы?

 – Представьте себе, что мы все попали в сказочную страну.

 – Какие звуки мы слышим?

 – Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!

 – Открыли глаза и улыбнулись друг другу.

 

I этап.  Угадай кто это? 

– К нам в гости пришёл весёлый человек. Но надо отгадать его имя, решив ребус.

 – Назовите, что изображено на рисунках?

 – Прочитайте по первым буквам имя Весёлого человека. По рисункам отгадывают, рисунки показаны на слайде.

– Кто это? Буратино. Вот он.

 – Буратино принёс  много заданий для нашего урока. И просит помочь ему.

Работа на тетрадях. Чистописание.

– С какой буквы начинается слово Буратино? Какой звук?

На доске слова: б..рёзовый, б..жит, б..льной, б..льшой.

– Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Все слова начинаются с буквы б. Во всех словах пропущена безударная гласная).

 – Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово бежит, это глагол, отвечает на вопрос что делает? А все остальные слова отвечают на вопрос какой?

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

 

II этап. Знакомство с именем прилагательным.

На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:

Мёд                          жаркие

 Трава                        сладкий

 Поле                         зелёная

 Дни                           большое

– Прочитайте слова на карточках, и составьте пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями. По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)

 – А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)

 – Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?

(Показ на слайде)

– А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные?

 – Буратино нам принёс задание. Послушайте и определите , о ком идёт речь.  (Показ  на слайде)

У него уши, хвост, шерсть.

У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.

– Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?

 – Это имена прилагательные. Они уточняют, украшают слова.

III.  Музыкальная пауза

– Буратино принёс нам интересную музыку, а музыка то не простая. Слушайте внимательно.  Отгадайте кто это?

1 задание. К этим словам подберите как можно больше прилагательных. (Показ зверей на слайде)

1)  Собака какая?  (злая… )

 2) Тигр 

 3) Заяц

 4) Белка

– Молодцы, правильно! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

IV этап. Загадки

– А вы любите загадки?

 – Буратино нам сегодня принёс много загадок. Давайте отгадаем.  (Загадки в конверте). Отгадавшему Буратино раздаёт фишки-монетки.

1. Круглый, круглый,

 Сладкий, сладкий,

 С полосатой кожей гладкой.

 А разрежешь – посмотри:

 Красный, красный он внутри. (Арбуз)

 

2. красный нос в землю врос,

 А зелёный хвост – снаружи.

 Нам зелёный хвост не нужен,

 Нужен только красный нос.  (Морковь)

 

3. Сама пёстрая, ест зелёное, а делает белое. (Корова)

 

4. Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,

 Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

 

5. Хитрая плутовка – рыжая головка,

 Хвост пушистый – краса!

 А зовут её  …..      (лиса)

 

6. Кто зимой холодной

 Бродит злой, голодный?  (Волк)

 

7. красная, сладкая, душистая,

 Растет низко, к земле близко.  (Земляника)

 

8. Живёт в глуши лесной

 Старательный работник –

 Лесной носатый плотник.  (Дятел)

 

V этап.  Физминутка

– А теперь немножко отдохнём (показ текста на слайде)

Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Руки в стороны развёл,

 Ключик, видно, не нашёл,

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать (повторить 2 раза).

– Все сели.

VI этап.  Игра «Кто это? Что это?»

– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.

– Добрая, любимая, родная – …

 Весенний, звонкий, говорливый – …

 Интересная, библиотечная, любимая – …

 Хитрая, рыжая, пушистая – …

 Вкусный, шоколадный, свежий – …

 Шелковое, красивое, длинное – …

 Круглый, деревянный, обеденный – …

 Косолапый, белый, неуклюжий – …

 Настольная, яркая, удобная – …

 Зимние, тёплые, красивые – …

 Новогодний, весёлый, долгожданный –

 Морозный, ясный, зимний – …

 Домашний, пушистый, любимый – …

 Полевой, садовый, лесной – …

 Сочное, вкусное, спелое – …

 Новые, многоэтажные, красивые –…

 Горячий, мясной, вкусный – …

 Грецкие, лесные, вкусные – …

 Настенные, карманные, ручные – …

 Чистая, прозрачная, питьевая – …

 Мягкая, удобная, деревянная – …

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)

 – Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).

Показ на слайде

VII этап. Работа по парам

– Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах. Сравните арбуз и дыню, грушу и лимон, розу и шиповник, вишню и малину по форме, по цвету, по вкусу, по плотности и т д.

– Молодцы! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

VIII. Итог урока

– Буратино очень рад, что вы так хорошо усвоили новую тему.

 –  Ещё раз вспомним вместе правило:

– Хорошо

 – Вам понравился урок? Какой этап для вас был самым интересным?

 – Буратино дарит вам свой золотой ключик на память. (Вручение жетонов «Золотой ключик» всем)

 – До свидания!

мои разработки

 

Главная              О школе               Внеклассная работа               Ученикам            Родителям               Фотогалерея         Контакты

Дегтярева  Людмила  Алексеевна

учитель  начальных  классов  первая  квалификационная  категория

Hosted by uCoz